?

Log in

No account? Create an account

Японские будни на ЖЖ


Previous Entry Share Flag Next Entry
Абсолютный слух (?)
Линка
yaponskiebudni1
Лина занимается музыкой в местной школе «Ямаха». Там каждые два года дети сдают экзамен, фиксируя тем самым уровень, на котором они находятся. В марте у Линки будет уже второй такой экзамен, поэтому на прошлой неделе учительница объяснила нам, родителям, к чему и как готовиться.
(Это дети год назад выступали)
Детям в группе по 8-9 лет, занимаются они 4-ый год. Первые два года в месяц было по 4 занятия, сейчас по 6 (три групповых и три индивидуальных. На индивидуальных у них фортепиано, на групповых – electone (не знаю, как перевести – синтезаторы?). В группе они и ансамблем играют, и песни поют. В общем – если какие-то азы сольфеджио и есть – это дается в группе.)

Задания на экзамен, наверное, вполне стандартные:


  1. Сыграть два заранее разученных произведения.

  2. Сыграть с листа (двумя руками) незнакомое произведение.

  3. Подобрать аккомпанемент к только что услышанной мелодии.

  4. Сыграть на слух первый раз услышанную мелодию. Сыграть на слух первый раз услышанный аккомпанемент.

Знаете, что считается самым сложным? No 2, т.е. сыграть с листа. У нас Линка до сих пор ноты выучить не может. В скрипичном ключе в последнее время более-менее стала ориентироваться, а с басовым полный завал. Ну, она и с часами, и с линейкой не дружит – в общем, не даются нашей Линке «деления». У остальных деток дела получше, но тоже не фонтан.

 А что считается самым легким? Оказывается, No 4! Учительница тут же продемонстрировала, как это будет выглядеть на экзамене: села за рояль, сыграла двумя руками незнакомую детям песенку. И говорит – а теперь спойте мелодию нотами! На экзамене надо будет играть, но сегодня вас пятеро, так что просто споем. И ВСЕ, понимаете, ВСЕ пять детишек запели в унисон НОТАМИ.

Я в ступоре: им же не дали опорную ноту! Клавиатуру им не видно. Вот как они, все пятеро, хором угадали, что начало с «си»??? И не только начало, они же всю мелодию с ходу НОТАМИ и спели!

 Ну, а учительница ведет себя так, как будто так оно и надо. Вот, говорит, это задание – самое легкое, так что все силы бросаем на чтение нот для пункта No 2.
Впечатлилась, похоже, только я. Нет, я знаю, что это в Европе абсолютный слух сравнительная редкость. И что, например, в Китае обладателей такого слуха значительно больше. Говорят, это связано с особенностями языка, но в японском языке высота звуков относительная, так что я как-то не думала, что это и к японцам относится. Хотя – да, замечала, конечно, что в среднем у японцев слух хороший: я ни разу не видела тут человека, о котором можно было бы сказать, что ему «медведь на ухо наступил».

 Ну так вот. Пришла я домой и давай Линку по всей клавиатуре гонять, чтоб она звуки мне называла. Ошиблась она только 2 раза и то только на полтона. (Надо сегодня еще раз попробовать, может, она вчера просто в ударе была.)

 Нет, я понимаю, что абсолютный слух  – это приятный бонус, но по сути его наличие еще ни о чем не говорит. И вообще, в группе у всех пятерых, похоже, со слухом все прекрасно, так что даже если такая способность у Линки и есть - не с чем тут носиться.

 Меня больше удивило то, что вот собрали детей по сути дела с улицы. Ну, не совсем с улицы, раз родители их на занятия привели и инструментами обеспечили. Но никакого отбора нет, кто пришел – тому и рады. И раз – у всех такой слух??? То-то учительница их запросто может спросить, в какой тональности такое-то произведение. Они еще нот и не видели – а отвечают...   

 Я же когда-то (страшно даже считать, СКОЛЬКО лет назад) в советской музыкальной школе училась, мне есть с чем сравнить. Мы на сольфеджио интервалы отрабатывали. Диктанты писали. Я хорошо справлялась, но мне всегда надо было знать, ОТ ЧЕГО считать!!!  Короче, такого я не видела, так что впечатлилась - о чем и сообщаю!

Posts from This Journal by “Ямаха” Tag

  • Выбираем юката!

    У меня Линка ходит на музыку, каждый год у них там отчетные концерты. В этом году дети всей группой будут исполнять мелодию под названием…

  • Опять галопом по Европам

    Как и год назад, в этом году соревнования по дзюдо опять совпали с концертом в музыкальной студии, так что воскресенье у нас получилось насыщенным.…

  • Три Красные Шапочки

    В музыкальной студии, где занимается наша Линка, в ноябре будет отчетный концерт: детки (в группе малыши от 4 до 6 лет) в кучу рук исполнят на…



Дети могут, дети могут... всё что угодно :)

Меня в иузыкалку не взяли из-за отсутствия чувства ритма. Я тогда не знала, что жтому можно обучиться, а там со мной возиться не зотели.
Удачи на экзамене!

И зря не взяли! Вон, японцы так и говорят, что никогда не знаешь, когда там что "включится"!

Спасибо за пожелания!!! Будем учиться читать ноты!

Здорово, уметь играть на музыкальных инструментах, петь и иметь слух! Успехов!
Увы, я не умею. Но, вот теперь пробую с варганом))

Спасибо Вам большое! Варган - первый раз о таком инструменте услышала, гуглить ходила! Успехов и Вам тоже!!!

Как интересно, я не знала, что в Китае и Японии много людей с абсолютным слухом!

Я тоже не особо в курсе, но вроде как такого рода исследования есть!

Как здорово!!! Сама когда-то училась в музыкальной школе, но такого у нас не было!

Вот и у нас не было! Я удивляюсь, а остальные родители сидят, будто так и надо...

Что за чудо дети! Меня бы, наверное, все-таки 4 пункт сильнее напряг)))

Вот и я удивилась: проблема как-то совсем не там!

Хотя, наверное, как раз и "там": "Ямаха" мало времени уделяет нотной грамоте, отсюда и результат!

Я думаю у большинства людей абсолютный слух, просто они его не тренируют с детсва

Вполне возможно! Хотя тогда сложно объяснить наличие большого количества выпускников музыкальных школ, которые такового слуха не имеют. Вроде ж с детства музыкой занимались, значит, у них, как ни у кого другого были все шансы для проявления этого потенциала. А ведь нет. Поздно начали? Не так занимались? Сложно сказать, но тема очень интересная!

Это удивительно! Интересно, отчего так: от методики преподавания или от особенностей японского языка???
Я бы своих девчонок отдала в подобную музыкалку. А в нашу, с диктантами, - боюсь им будет скучно и тоскливо.

Вот и мне интересно, в чем тут дело?

Местная музыкалка больше похожа "просто" на уроки игры на инструменте. Здесь нет "музыкальной литературы", нет сольфеджио (вернее, есть, но за отдельную плату и где-то там в соседнем городе). Так что настоящее музыкальное образование, как мне кажется, дает именно наша школа. Но, да - диктанты и муз.теория - это интересно не каждому!!!

Я сделал онлайновый тренажер для тренировки абсолютного слуха. Правда, я сам дольше 15 минут его выдержать не могу. Голова сильно кружиться начинает.



Edited at 2018-01-26 06:59 am (UTC)

Интересно! Я, наверное, тоже долго не выдержу!

Очень интересно о связи китайской фонетики с музыкой. Меня вообще этот вопрос очень интересует.
Когда-то мечтала о музыкальной школе, а меня отдали в художественную. В этом году мне подарили на день рождения синтезатор. Не знаю, с какой стороны к нему подойти. Я ведь даже с нотной грамотой не знакома.

Ух ты, у синтезатора же столько возможностей!!! Думаю, Вам надо идти на поиски хорошего педагога!!!

Это, видимо, традиция. В своё время обратила внимание, что японские товарищи вообще охотно поют, не ломаются, когда просишь спеть. Голоса бывают разные, но поют чистейше.

Если учесть, что традиционный японский музыкальный фольклор довольно прихотлив мелодически, уши приходилось тренировать.

Абсолютный слух, к слову, тоже относителен. Как говорил мой покойный Учитель, этномузыколог по второй профессии, это лишь свойство музыкальной памяти, и бывает даже, что люди с абсолютным слухом могут петь фальшиво - но в нужной тональности. Мой абсолютный слух стандартно низит на полтона - так было настроено наше домашнее фортепиано, по техническим причинам. Так звукоряд в моей музыкальной памяти и отложился.

А японцы молодцы, что развивают у школьников и студентов правое полушарие. И ваша дочка конкретная молодчина. И я ей желаю, желаю, желаю!..

Спасибо Вам большое!!!

Я тоже первое время удивлялась, что японцы совсем без комплексов: попросишь спеть - споют! И да, в массе своей поют чисто.

Абсолютный слух - штука интересная! Если я правильно понимаю, он ведь больше о том, что слышишь, чем о том, что сам выдаешь.

Как у Вас с настроем домашнего фортепиано вышло!!! Даже интересно стало: заметила бы я разницу, или нет? Боюсь, что с моим слухом - вряд ли...

У меня в музыкальной школе было больше проблем с воспроизведением - ноты слышала хорошо, ошибки случались, конечно, а вот спеть точно не с первого раза получалось. Удивительно, как эти дети в японских школах и голосом владеют мастерски.
Про считывание соглашусь - на мой взгляд тоже самое сложное. Особенно, если нельзя пройти мелодию одной рукой сначала.

Да, я слышала, что такое бывает: все-таки, восприятие на слух и воспроизведение "от себя" - это немножко разные вещи.

Про чтение с листа - да, педагог говорит, что дают время посмотреть нотки. А потом играешь сразу двумя руками. К счастью, левая рука в примере, который нам показали, несложная. Да только нашей Лине и это пока не потянуть, надо тренироваться...

Очень здорово! Поскольку мне как раз "медведь на ухо наступил", я с восторгом смотрю на старшего сына, у которого прекрасный слух. Когда им в музыкальной школе что-то надо сделать или спеть, и он делает влет, я только спрашиваю "Как?", а он отвечает: "Ну мама, тут же все сразу слышно!" Чудеса... Правда, у нас в музыкальную школу на более популярные инструменты детей отбирают.

Какой у Вас сын молодец!!! Но я так думаю, что и Вам медведь на ухо не наступал: ведь Вы можете оценить, что сын воспроизводит мелодию правильно!!!

А здесь музыкальных школ в нашем понимании и нет. Только такие вот сети, как "Ямаха", которые больше похожи на музыкальные студии. Отбора никакого нет: организация-то коммерческая. Выбор инструментов очень ограничен, по сути только фортепиано да синтезатор. Мне кажется, что если хочешь заниматься чем-то другим, например, скрипкой, так тут вообще только учителя на дом, потому что если такие студии и есть, то их очень мало, не факт, что будет удобно туда ездить.

Интересно! И тут Азия впереди планеты всей) У моих обоих абсолютный. Причем, с сыном - я это знала, когда ему было лет 5-6, и он сам не знал еще названия нот, не мог толком петь, но я все равно знала, что у него абсолютный (уже не помню на каких основаниях). У дочери развился за пару лет - с 4-х до 5-6. А совсем недавно смеялась: позанималась с Машкой перед вступительным экзаменом по теории, сольфеджио. Тима рядом сидел, аккорды надо было определять. И они между собой обсуждают: "А это задание только для тех у кого абсолютный слух?" - "Нет, представь себе! Это для всех!" - "Как же остальные определяют?! Ведь без абсолютного слуха - это невозможно!?"...
У струнников он сам по себе развивается. В наше время к нему было какое-то преувеличенно трепетное отношение. Я н.пр. преподавала одно время струнникам, у них у всех был абсолютный, - а у меня нет (у меня по отношению к ним комплекс неполноценности даже развился!:))

Ой, но все-таки, чтобы играть, как Ваши детки, одного абсолютного слуха явно недостаточно!!!

Вот да, как определять трезвучия без абсолютного слуха? А у Лины это было на их первом экзамене два года назад. Правда, набор аккордов был ограничен, они тогда всего несколько тональностей освоили, вот оттуда и взяли. И Лина тогда справлялась через раз, отчего я и решила, что слух у нее средненький, и тему эту закрыла. Надо будет посмотреть, как она слышит их сейчас.

Тут так и говорят, что абсолютный слух если развивается - то годам эдак к 5-6. И да - читала и то, что носиться с ним особо не стоит, есть великие и без абсолютного слуха. Так что да - комплексовать ни к чему. Хотя, конечно, мысли появляются: вот как, как, а??? :)

Какая прелесть! Спасибо за рассказ!

Моему сыну 5, с осени ходит на индивидуальные занятия фортепиано в местное отделение Ямахи. Занятий 3-4 в месяц по усмотрению преподавателя, оплату при этом взимают фиксированную)) Ребёнок в поросячьем восторге, так что, видимо, будем ходить долго, интересно знать, что будет дальше. В нашей программе занятий было прописано, что отчетный концерт с экзаменом на уровень предполагается каждый год. У вас также сначала было или это региональная разница?

Вам спасибо! Отчетные концерты - это да, каждый год. Причем поскольку у нас и групповые, и индивидуальные занятия, то и концерта соответственно два.

А вот экзамены у нас пока раз в два года! Может, правда, что-то региональное? Хотя сеть ведь явно одна...

Как здорово, что ребенку нравится!!! У нас у Линки периодические "обострения", что все, она бросает, поди загони ее за инструмент. Потом вроде все нормально, потом опять по новой...