?

Log in

No account? Create an account

Японские будни на ЖЖ


Previous Entry Share Flag Next Entry
Умеют ли читать ваши дети?
Линка
yaponskiebudni1
Прочитала книгу Норико Араи «Искусственный интеллект и дети, которые не понимают, что написано в учебнике».

AI vs. 教科書が読めない子どもたち

Книга эта в Японии бестселлер, в книжных на самом видном месте стоит, в журналах интервью с автором публикуют. Автор книги Норико Араи выступала с лекцией и на TED.




Автор – математик. Вместе со своей командой она поставила задачу: их питомец-компьютер должен «поступить» в Токийский университет - вуз, в который в Японии поступают абитуриенты только с самыми высокими баллами. Результат - «питомец» достиг уровня, необходимого для поступления в довольно приличные японские вузы, но экзамены в Токийский университет НЕ выдержал.

Чтобы понять, где на данный момент предел возможностям искусственного интеллекта, автор книги предлагает поиграть с SIRI (наверное, и так уже все, кто интересуется, «поиграли»). Попросите его назвать итальянские рестораны в округе. Назовет. Попросите назвать рестораны КРОМЕ ИТАЛЬЯНСКИХ – назовет ОПЯТЬ ТЕ ЖЕ ИТАЛЬЯНСКИЕ.
(Я попробовала спросить по-японски - ответы получились именно такими, уж не знаю, как на других языках). Как бы там ни было, SIRI вашу речь в полном смысле этого слова НЕ ПОНИМАЕТ. Компьютер – это по сути калькулятор, вот он и обрабатывает данные с помощью доступных ему средств: статистики, вероятности и пр. Именно это НЕПОНИМАНИЕ и стало основной причиной, почему «питомец» Норико Араи не поступил в Токийский университет.

Книга Норико Араи пользуется популярностью не потому, что народ с таким уж интересом следит за успехами «питомца», нет. Во второй части книги автор пишет о НЫНЕШНЕМ ПОКОЛЕНИИ ДЕТЕЙ, у которых, оказывается, те же проблемы, что и у искусственного интеллекта: ОНИ НЕ ПОНИМАЮТ СМЫСЛ (прочитанного, услышанного, изученного и т.д.) – именно эта часть книги и взволновала общественность.

Т.е. зазубрить – это мы можем. Задолбить решения до автоматизма – при определенном упорстве, можем. Но чуть шаг в сторону от зазубренного – все, поплыли. Потому что запомнить-то запомнили, да толком не поняли. Потому что текст прочитали только по верхам и сути не поняли (как тут не впомнить стишок про то, что «Люди читают ...опой». Немножко не о том стишок, но... вспомнился!)

Автор и ее команда провели тесты среди японских школьников (по возрасту - аналог наших 7-10 классов). Результаты вышли плачевные. По некоторым заданиям процент правильных ответов был такой же, как если бы дети тыкали пальцем в варианты ответов просто наугад. При этом, чтобы исключить несерьезные ответы, автор и ее команда проверяли все тесты вручную, принимая во внимание в том числе и пометки, оставленные детьми на полях.

В качестве примера приведу одно задание из этого теста. Пришлось выбрать то, в котором больше математики, потому что те задания, которые завязаны на языке, недостаточно перевести: нужно найти аналогичные языковые (а иногда и культурные) явления в русском, а я за это не возьмусь. В выступлении автора в TED есть «нематематический» пример, если интересно – посмотрите. Итак, пример задания.

Средний рост учеников 8-го класса – 163.5 см. Всего в 8-ом классе – 100 человек. Выберите правильное утверждение, основываясь на этой информации:


  1. Среди 8-классников 50 человек ростом ниже 163.5 см, и 50 человек – выше 163.5 см.

  2. Суммарный рост 8-классников 163.5 см×100 человек = 16350 см.

  3. Если 8-классников поделить на группы по росту: «130-140 см», «140-150 см» и.т.д, то окажется, что больше всего учеников ростом «160-170 см».


Формулу для расчетов среднего арифметического вам назовет практически любой. Тем не менее, при ответах на этот вопрос ошибок было много, что говорит о том, что считать-то люди считают, а смысла своих подсчетов – не понимают. Чем вам не ИИ, у которого та же «проблема»?

「新井紀子 テスト 画像」の画像検索結果

Ну, и что? Зубрилки были во все времена, зачем автор все это пишет? Дело в том, что раньше и работы «для зубрилок» было достаточно. Сейчас же времена меняются. Там, где достаточно вызубрить определенный объем информации, и где существуют четкие-ясные правила – компьютер справится лучше человека. И чем больше в вашей работе таких элементов – тем скорее вас сократят и заменят компьютером. Будущее это не за горами, автор утверждает, что оно наступит уже через 10-20 лет. И куда пойдут сокращенные кадры? Нет, если всем раздадут базовый доход, тогда ладно. А если нет?

При этом работа, которая для искусственного интеллекта сложновата, есть и еще долгое время останется. В таких отраслях люди будут очень даже востребованы, да только справятся ли с такой работой наши дети, если все, что у них есть – это слабенькая (по сравнению с компьютерами) память? А вот если дети действительно способны понимать написанное (изученное и пр.), то без работы они не останутся. Думаю, примеры того, что сложно компьютеризировать, вы и сами сообразите, пост и так уже слишком длинный.

А как вы? Вы за своих детей спокойны? А за себя?

PS: Убрала запятую из ответа на вопрос к задаче о среднем росте детей, а то, похоже, она сбивала с толку (30.07.2018)

Posts from This Journal by “читаем вместе!” Tag

  • Торт на троих

    Прочитала книжку, название которой можно примерно перевести как «Несовершеннолетние преступники, которые не могут разрезать торт». Вот так вот…

  • Инструкция по обращению с женой

    Прочитала книжку «Инструкция по обращению с женой». Книга эта в Японии довольно на слуху, вот и я решила ознакомиться. Как раз искала, чем бы занять…

  • Терпеть до последнего или бросать?

    Прочитала книжку про то, что японцам не хватает опыта что-то на полпути БРОСИТЬ. Опыта бросить одну работу и перейти на другую. Опыта бросить одну…



Очень интересный и своевременный пост! Спасибо!
И двум детишечкам читала, и 4х-летнему внучку всегда читаю книги с лирическими отступлениями: обсуждениями ситуаций, непонятных слов, часто и на ютуб лезу показать что-то более подробно. Точно не гонюсь за скоростью прочтения той или иной книги! Понимаю, что гораздо важнее не "сколько", а "как". Результаты приемлемые: в обсуждениях с радостью участвует, мнение имеет, небольшой текст хорошо пересказывает, всякие жизненные ситуации примеряет на героев книги. Осознание - МЕГАважно.

Спасибо большое! Автор тоже пишет, что точных рецептов она не знает, но вдумчивое, внимательное чтение должно быть очень полезным! Так что все Вы с детками и внуком делаете правильно!!!

У меня в последние недели прямо озарения на тему "зачем и чему учиться в школе". видно, сказывается близость похода ребенка в первый класс. А способы мышления у детей разные,этого перекоса можно в ребенке доооолго не замечать...
Ведь верно, машины заменяют людей в самых алгоритмичных сферах деятельности. И если творческим и креативным в будущем место есть, то что делать уверенным середнячкам уже не понятно.
Я вот задумалась - такая ситуация у человечества уже была. Лет сто назад, когда промышленная революция обесценил сильных физически людей. Проще использовать механизмы, чем живую силу. Человечество не выдержало экзамен, сорвалось в тьму двух мировых войн. Сейчас быть сильным можно, но не нужно. Никаких преимуществ сила не дает.Что будет дальше на витке исторической спирали? Успеет ли человечество придумать что-то глобально? А может не думать за всех, а постараться показать именно своим детям нужное направление?

Это да, когда себя и своих деток коснется - хочешь-не хочешь, на такие темы задумаешься!!!

В книжке тоже промышленная революция упоминается!!! И что тогда потерявшие работу люди не могли работать в офисах (или что тогда там было) потому, что не имели соответствующих знаний и пр. Вот и сейчас - обязательно останутся не охваченные ИИ области, но потянут ли их наши дети? Так что да - грядут большие изменения, и как мы их встретим - вот вопрос...

Почему нынешнего-то поколения детей (и почему детей, взрослые не лучше)? Люди всегда такие были. Я в школе помню прекрасно, как отличники до 3 класса скатывались на 3-4, потому что дальше зубрёжкой не возьмёшь.

Раньше они вдесятером асфальт ремонтировали (один долбит киянкой, остальные смотрят). Теперь будут впятнадцатером.

Потому что тестировали нынешних. А что зубрилки были всегда - в посте написано. Можно и и вдесятером и больше, но проживешь ли на деньги за такую работу?

Кстати, как-то читала объяснения метеорологов, почему так часто ошибаются в прогнозах погоды в последнее время. Они сетовали на то, что в нвнешнее время почти все компьютерезировано, работа человека сведена к минимуму,  и  машина все делает правилтно, но она не может в силу своих возможностей учитывать особенности ландшафта, розы ветров и прочих факторов, которые свойственны местности, отсюда и ошибочные прогнозы.


У вас какие-то устаревшеи метеорологи.
Уже лет как 10 всем доступен почасовой прогноз и мультики с продвижением грозовых фронтов.

(no subject) (Anonymous) Expand
О. У нас в штатах сейчас тоже стали задумываться о том, что просто зубрить мало. С ИИ это, правда, не связывают. Просто очень многие научились проходить экзаменационный фильт. Причём проходят его именно зубрежкой и натаскиванием. Идут на месячные или около того курсы и потом отлично сдают. Если учесть разбивку по национальностям, то чаще всего в эту группу попадают азиаты( их уже больше половины в калифорнийских универах), в частности кмтайцы.

А вот профессессура особенно топовых вузов остаётся не довольна. Им нужны студенты, способные творчески мыслить.

Сначала некоторые вузы, Гарвард, например, попытались использовать национальные квоты. Мол, берём столько-то азиатов, столько-то белых и так далее. Но с год назад разгорелся скандал. Американский студент китайского происхождения подал на Гарвард в суд за то, что его, азиата, не взяли, а его одноклассника белого американца, с оценками хуже, чем у него - взяли. И вот сейчас все это ещё вертится.

Но в этом году один из топовых вузов в Чикаго собирается вовсе не принимать результаты местного ЕГЭ.

Edited at 2018-07-24 02:17 pm (UTC)

Автор обнаружила закономерность: школы, чьи рейтинги выше, показали и лучшие результаты по ее тестам на чтение. Она объясняет это тем, что как бы ни ругали вступительные экзамены в Японии, видимо, свою функцию они все-таки выполняют: отсеивают тех, кто "не понимает". Хотя, конечно, кому-то из непонимающих зубрилок удается пробраться, ну, тут уж и на старуху бывает проруха!

Дети, как и прочие люди, воспринимают мир ментальными моделями. Какая модель первая придет на ум и не сильно противоречит увиденному, та закрепляется, пускает корни. То же при учебе в школе: ученик выполняет задание наименее энергозатратным способом, который не обязательно включает понимание. При обсуждении с детьми порядка решения это все всплывает, попытки коррекции модели очень энергозатратны и стрессовые для ребенка. Вырастает конфликт, отчужденность.
Вижу единственный способ: обеспечение ребенку "умного", интеллектуального окружения - не только логически-математического, но и гуманитарного. Такое окружение обеспечит разнообразие доступных ментальных моделей, их нетравматичную коррекцию. Следить за тем, что читает ребенок (и читает ли вообще), до определенного возраста читать вместе, обсуждать (В 12 лет у моих отрубало совместное чтение, наступало засилие гаджетов. Важно не пропустить этот недолгий период).

Edited at 2018-07-24 02:36 pm (UTC)

Вот точно. Разнообразие ментальных моделей это возможность подстроиться в будущем под те ситуации, которые мы сейчас и спрогнозировать не можем. Чем больше инструментов у человека - тем оптимальнее будет выбор того единственного инструмента для конкретного момента. Можно решить несколько рутинных задач, а можно выявить закономерности и написать программу, решаущую эти задачи. Кажется, что программу написать будет «умнее» и эффективнее... Но по затратам времени бывает проще решить пару задачек.

У меня в 12 лет как раз чтение накрыло как нынешних детей гаджеты. А в 13 рисование. В 14 машины (это была эпоха гаража). А в 15 внешность с фитнесом и косметологией. А в 16 огород. И еще были странные компании: ролевики, панки и рокеры, художники, стритрейсеры. Даже жалко немного родителей, пока я ментальные модели набирала - они чуть не поседели.


За детей я более чем спокойна - в силу их отсутствия у меня))

А мою работу "компы" так и не смогли автоматизировать (хотя смогли во многом изменить) - человек все еще нужен.

Это очень хорошо!!! Одно ощущение того, что ты на своем рабочем месте нужен - многого стоит. В моей работе много чего можно автоматизировать.

Возможно, такая проблема среди детей в целом и есть, но невооруженным глазом лично мне она незаметна. Мои собственные дети (8 и 11 класс) этим не страдают, учатся хорошо, и близко не зубрилки. Дети друзей и знакомых все разные - у кого-то лучше способности и мотивация, у кого-то хуже, кто-то, наверное, испытывает трудности с пониманием текстов, но массово не замечаю такого. Причиной, думаю, может быть ещё и общее увеличение объема информации, получаемой людьми в наше время, не каждый мозг способен столько усваивать качественно, поэтому каждый фильтрует, как может.

"Трудность понимания текста" - это не критерий вообще. Понимание текста зависит от знания использованной аксиоматической базы. Кроме этого, текст может быть специально запутан ("мир это война, черное это белое"), усложнен из стремления к странной эстетике или канцеляриту ("карбоносодержащие элементы инвазированы паразитами" вместо "термиты съели деревяшки") или проблема может быть вообще на стороне автора - если тот несет чушь. Конкретный ребенок может легко понимать текст сказки про ослика, но вот "Бойню номер 5" Воннегута совершенно не понимать.

Я, например, буду испытывать трудности понимания при чтении астрологического текста. Это никак не характеризует мою когнитивность.

У нас, к сожалению, в последнее время пошло то поветрие, что школьникам, во всяком случае, в младших классах оказывается выгоднее нести любую чушь, лишь бы побыстрее, чем промолчать или честно сказать "не знаю". Это называется "активной работой на уроке"! :(((

Есть такое! И в Японии, по-моему, тоже.

а какой правильный ответ из трех?

Алгебраическое среднее считатеся как сумма значений, деленная на количество.
Обратное действие: среднее умножаем на количество - получаем сумму.
Вариант 2.



Edited at 2018-07-24 04:05 pm (UTC)

Посыл довольно безграмотен, автор примера про сири, например, просто не понимает как работает поиск (то, что он математик не значит, что он это понимает). Отвлекитесь от "ии", забейте эту фразу в текстовый поисковик. В первом случае он будет искать (все чуть сложнее, я огрублю) ссылки, где встречаются слова "ресторан" и "итальянский". Во втором - те, где есть слова "ресторан", "итальянский" и "кроме". Понятно, что греческих ресторанов вы таким поиском не найдете - ибо наличие слова "итальянский" все равно требуется. Но если вы наберете "ресторан -итальянский" (там минус впереди), поисковик поймет, что слово "итальянский" надо исключить, и будет искать только те, где есть "ресторан", но при этом нет "итальянский".

То есть грубо говоря - пользоваться поисковиком (и задавать вопросы сири) тоже надо уметь. У каждого из них есть особый язык, на котором можно уточнять запросы.

Что, в принципе тоже не показатель - представьте человека, не знающего язык. Он более менее узнает некоторые слова, а всякие "слова-паразиты" пропускает, додумывая смысл. Он узнает в иностранном тексте слова "ресторан" и "италия", и решит что речь про итальянские рестораны. Слово "кроме" он не узнает и поленится поискать. Вот если бы там встретилось слово "не" - он может быть что-то и заподозрил.

Но это никакого отношения не имеет к осознанию текста поисковиком, конечно. Это большая системная проблема - все говорят "ИИ", подразумевая "искусственный интеллект", как в фильмах и книгах, а на самом деле это "имитационный интеллект". Он просто имеет базу данных ситуаций, в которых попадал человек и в похожей ситуации "поступает" так же. Осознания тут нет и быть не может.

"Настоящие" искины, способные осознавать если вообще возможны, то появятся очень нескоро. За более чем полвека напряженных исследований никто даже толком не понял, что такое эта "настоящесть" и в какую сторону копать.

Другое дело, что есть у нейробиологов популярная теория, что и человек тоже ничего не осознает, а действует по очень сложному дереву решений, которое составляет для себя всю жизнь. Что-то типа средневековой теории детерминизма (в противовес тезису о свободе воли).

Люди сами не понимают как они ищут. Как они могут тогда объяснить компьютерам как это правильно делается.

Мы все чего-то не понимаем :)

(no subject) (Anonymous) Expand
Школьники не умеют читать, потому что их этому сейчас в школе не учат!
Я не знаю как у вас в Японии обучали детей чтению раньше и сейчас, но в России это сильно поменялось.
Моя бабушка была училкой и она рассказывала, что раньше букварь проходили год. И это было не только для того, чтобы дети усвоили буквы, но еще и понимали что читают, расширили словарный запас. Потом было предмет чтение. Читали много в классе, разбирали тексты, слова, пересказывали и т.д. Так дети учились понимать текст.
Сейчас как? к январю уже все читают. А потом чтение книг задают на дом, а в школе только отчитываешься. Вот и получается, что буквы выучили, а понимать прочитанное не научили.

В Чехии осталась еще старая система. На дом чтение не задают, списка книг к прочтению за учебный год и лето нет. Букварь проходили год и постепенно начинали читать в школе. Сын ходит в 7 класс и они до сих пор читают на уроках в школе, разбирают тексты с учителем, пересказывают, пишут работы.

Автор, кстати, тоже пишет, что возможно один из выходов - это читать с детьми МЕДЛЕННО, вдумчиво. А не гнаться за скоростью и количеством.

Помню, как я впала в ступор, увидев современный российский букварь. На тот момент современный - дело было уже лет 7 назад, когда мой сын пошел в школу в России. Там какие-то квадратики и прочие значки, которые обозначают звуки. Дети еще букв не знают, а им какие-то значки. По-моему, авторы ну очень перемудрили...

тест на математику, если 16,350, это 16 ТЫСЯЧ, то это правильный ответ.

Вы правы! Запятую надо было не ставить, это у меня профдеформация пошла: мы на работе большие цифры так записываем.

(Deleted comment)
Что-то я не примомню ни одного ученного или какое научное изобретение, которые пришло бы в человечесто из Финляндии. Финские победители на международных олимпиадах мне тоже не попадались. Так что кого и как оно обогнали - тайна, покрытая мраком.

живу в штатах. Пока была в деркете -пробежалась по местным частным школам. Была в той, что Мантессори. Убежала - роняя тапки. Дудки, медитации, барабаны. Вск классы вперемешку. Убило меня рядовое заняте, где дети методично выполняли монотонные действия по многу раз. Девочка перекладывала 256 бусин по одной из одной коробочки в другую - это они так числа постигают. Не понмаю, зачем это делать для 256, когла 20 было бы достаточно и не в пять лет, а в 3 года. И я бы лично плюнула и просто пересыпала бы их все. Но девочка методично перекладывала ... был рядом мальчик, что накручивал резиночки на колышки... по одной 30 минут... я почувствовала себя в дурдоме... И китайская школа - казарма, которая до этогт показалась мне тюрьмой, показалась мне не такой уж и страшной...ттам хотя бы чему-то учат. Дети 8 лет собирают 20 имнут пазл, который моя 3 летняя дочь собирает за 5 минут... А когда я узнала, что сама мада Монтессори своего ребенка отдала в интернат, то четко приняла решение- что всякое монтессори я буду обходить за 3 киллометра.

Edited at 2018-07-24 06:36 pm (UTC)

(Deleted comment)
(no subject) (Anonymous) Expand
(Deleted comment)