yaponskiebudni1 (yaponskiebudni1) wrote,
yaponskiebudni1
yaponskiebudni1

Categories:

Умеют ли читать ваши дети?

Прочитала книгу Норико Араи «Искусственный интеллект и дети, которые не понимают, что написано в учебнике».

AI vs. 教科書が読めない子どもたち

Книга эта в Японии бестселлер, в книжных на самом видном месте стоит, в журналах интервью с автором публикуют. Автор книги Норико Араи выступала с лекцией и на TED.




Автор – математик. Вместе со своей командой она поставила задачу: их питомец-компьютер должен «поступить» в Токийский университет - вуз, в который в Японии поступают абитуриенты только с самыми высокими баллами. Результат - «питомец» достиг уровня, необходимого для поступления в довольно приличные японские вузы, но экзамены в Токийский университет НЕ выдержал.

Чтобы понять, где на данный момент предел возможностям искусственного интеллекта, автор книги предлагает поиграть с SIRI (наверное, и так уже все, кто интересуется, «поиграли»). Попросите его назвать итальянские рестораны в округе. Назовет. Попросите назвать рестораны КРОМЕ ИТАЛЬЯНСКИХ – назовет ОПЯТЬ ТЕ ЖЕ ИТАЛЬЯНСКИЕ.
(Я попробовала спросить по-японски - ответы получились именно такими, уж не знаю, как на других языках). Как бы там ни было, SIRI вашу речь в полном смысле этого слова НЕ ПОНИМАЕТ. Компьютер – это по сути калькулятор, вот он и обрабатывает данные с помощью доступных ему средств: статистики, вероятности и пр. Именно это НЕПОНИМАНИЕ и стало основной причиной, почему «питомец» Норико Араи не поступил в Токийский университет.

Книга Норико Араи пользуется популярностью не потому, что народ с таким уж интересом следит за успехами «питомца», нет. Во второй части книги автор пишет о НЫНЕШНЕМ ПОКОЛЕНИИ ДЕТЕЙ, у которых, оказывается, те же проблемы, что и у искусственного интеллекта: ОНИ НЕ ПОНИМАЮТ СМЫСЛ (прочитанного, услышанного, изученного и т.д.) – именно эта часть книги и взволновала общественность.

Т.е. зазубрить – это мы можем. Задолбить решения до автоматизма – при определенном упорстве, можем. Но чуть шаг в сторону от зазубренного – все, поплыли. Потому что запомнить-то запомнили, да толком не поняли. Потому что текст прочитали только по верхам и сути не поняли (как тут не впомнить стишок про то, что «Люди читают ...опой». Немножко не о том стишок, но... вспомнился!)

Автор и ее команда провели тесты среди японских школьников (по возрасту - аналог наших 7-10 классов). Результаты вышли плачевные. По некоторым заданиям процент правильных ответов был такой же, как если бы дети тыкали пальцем в варианты ответов просто наугад. При этом, чтобы исключить несерьезные ответы, автор и ее команда проверяли все тесты вручную, принимая во внимание в том числе и пометки, оставленные детьми на полях.

В качестве примера приведу одно задание из этого теста. Пришлось выбрать то, в котором больше математики, потому что те задания, которые завязаны на языке, недостаточно перевести: нужно найти аналогичные языковые (а иногда и культурные) явления в русском, а я за это не возьмусь. В выступлении автора в TED есть «нематематический» пример, если интересно – посмотрите. Итак, пример задания.

Средний рост учеников 8-го класса – 163.5 см. Всего в 8-ом классе – 100 человек. Выберите правильное утверждение, основываясь на этой информации:


  1. Среди 8-классников 50 человек ростом ниже 163.5 см, и 50 человек – выше 163.5 см.

  2. Суммарный рост 8-классников 163.5 см×100 человек = 16350 см.

  3. Если 8-классников поделить на группы по росту: «130-140 см», «140-150 см» и.т.д, то окажется, что больше всего учеников ростом «160-170 см».


Формулу для расчетов среднего арифметического вам назовет практически любой. Тем не менее, при ответах на этот вопрос ошибок было много, что говорит о том, что считать-то люди считают, а смысла своих подсчетов – не понимают. Чем вам не ИИ, у которого та же «проблема»?

「新井紀子 テスト 画像」の画像検索結果

Ну, и что? Зубрилки были во все времена, зачем автор все это пишет? Дело в том, что раньше и работы «для зубрилок» было достаточно. Сейчас же времена меняются. Там, где достаточно вызубрить определенный объем информации, и где существуют четкие-ясные правила – компьютер справится лучше человека. И чем больше в вашей работе таких элементов – тем скорее вас сократят и заменят компьютером. Будущее это не за горами, автор утверждает, что оно наступит уже через 10-20 лет. И куда пойдут сокращенные кадры? Нет, если всем раздадут базовый доход, тогда ладно. А если нет?

При этом работа, которая для искусственного интеллекта сложновата, есть и еще долгое время останется. В таких отраслях люди будут очень даже востребованы, да только справятся ли с такой работой наши дети, если все, что у них есть – это слабенькая (по сравнению с компьютерами) память? А вот если дети действительно способны понимать написанное (изученное и пр.), то без работы они не останутся. Думаю, примеры того, что сложно компьютеризировать, вы и сами сообразите, пост и так уже слишком длинный.

А как вы? Вы за своих детей спокойны? А за себя?

PS: Убрала запятую из ответа на вопрос к задаче о среднем росте детей, а то, похоже, она сбивала с толку (30.07.2018)
Tags: #Япония, читаем вместе!, японская школа
Subscribe

Posts from This Journal “читаем вместе!” Tag

  • Хочу диагноз!

    Прочитала книгу Рика Каяма о людях, которые ХОТЯТ, чтобы им поставили диагноз у психиатра. Не о тех, у кого, например, аутизм и пр. отклонение,…

  • Кому в Японии жить хорошо...

    Прочитала книжку о том, почему в Японии тяжело и домохозяйкам, и работающим женам. Куда ни кинь, везде клин, тяжела женская доля.…

  • Про БОД в отдельно взятой стране

    Прочитала книжку Татибана Акира про «высшие» и «низшие» касты, которые сложились в японском обществе. Про касты, если не поленюсь, напишу в другой…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 234 comments