?

Log in

No account? Create an account

Японские будни на ЖЖ


Previous Entry Share Flag Next Entry
Работа по специальности
Линка
yaponskiebudni1
Вышел очередной приказ по компании. В числе прочего там был и список свеженьких выпускников вузов, которые придут в офисы нашей компании с апреля. Всегда очень интересно смотреть, какую специальность человек получил, и в какой отдел его у нас определят.

Вот, в этот раз к нам в компанию придет девочка с очень полезной специальностью. Она закончила 「家政学部児童学科」(что-то типа домохозяйственного факультета по специальности «дети» (ну, или «педология», уж не знаю, употребляется ли это слово в современном русском). Знаете, куда девочку распределили? В сисадмины!

 Мальчик со специальностью 「英語コミュニケーション科」 «коммуникация на английском» пойдет в отдел отгрузки. Если отгрузка будет за границу, то ему даже доведется почитать англоязычные инвойсы, так что несомненно ему повезло больше, чем девочке-специалисту по детям, которых у нас на заводе точно не водится.

 Свежеиспеченный политолог (специальность「政治学」(политология)) пойдет в административный отдел. Будет начислять зарплаты и считать наши налоги (у нас это работа адм.отдела, а не бухгалтерии).

Вообще не устаю удивляться, какие загадочные названия в последнее время у японских факультетов и специальностей! Или это я так отстала от жизни, что абсолютно не понимаю, что за ними стоит? Нет, к названиям, в которых фигурируют волшебные слова «глобальный» и «коммуникация» я уже привыкла. А вот что это за специальность 「都市教養学科」? Urban Liberal Arts – кажется, так они переводят свое название на английский. Что там изучают? А впрочем, это уже  неважно, потому что мальчик с такой ценной специальностью пойдет у нас в отдел планирования производства. Его глубокие познания в области неведомого мне искусства останутся у него для общего развития. Ну, да общее развитие еще никогда никому не помешало!

 Я не знаю, что изучают на специальности 「表現文化学科」(культура выражения???, но и это уже неважно, потому что девочка с такой специальностью будет работать в финансовом отделе, и ее «культура выражения» будет в форме цифр.

Интересные перевоплощения касаются главным образом гуманитариев, люди же с техническими специальностями обычно идут более-менее «по адресу». И я думаю, что для многих гуманитариев это большое счастье, что японским компаниям абсолютно все равно, что свежеиспеченные выпускники у себя в вузе изучали! И над названиями их специальностей никто в отделе кадров почем зря голову не ломает, это я одна такая задумчивая. Компании ведь что - понравился товарищ – берем! А куда? Так туда, куда нам сейчас надо!

Никто в японской компании не ждет, что свежеиспеченный выпускник будет что-то с самого начала понимать. Всему научат на месте. Не знаю, как долго продержится такая система: обучение людей с нуля – это ведь и большие затраты. И они имеют смысл, если человек в компании надолго, а еще лучше - на всю жизнь, как это было до сих пор. Но времена меняются. Обидно, когда через несколько лет новичок, который наконец-то начал что-то понимать - раз, и увольняется! Пока таких людей меньше, чем «остающихся» - система держится, и японские компании набирают к себе «свежеиспеченных» выпускников каждый год охапками, тогда как во многих странах людей без опыта принимают на работу очень неохотно.

В общем, свои странности определенно есть, но есть и плюсы: за счет компании без отрыва от производства ты получаешь специальность!

Ну, а если отвлечься от национальной специфики, то думаю, и в других странах работа не по специальности совсем не редкость. А вы по специальности работаете?

Posts from This Journal by “работа” Tag

  • Терпеть до последнего или бросать?

    Прочитала книжку про то, что японцам не хватает опыта что-то на полпути БРОСИТЬ. Опыта бросить одну работу и перейти на другую. Опыта бросить одну…

  • Безымянные домашние дела

    Сегодня напишу про новое слово в японском языке. По местному телевидению кто-то даже пророчил, что оно непременно станет кандидатом на Слово Года в…

  • Лучшая страна

    Свекровь убеждена, что лучшая страна в мире – это Япония. Нет, заграницей она ни разу не была, так что это что-то из серии «не плавали,…



Так почти как у нас. Причём даже не нынче, а ещё раньше в эпоху СССР было! Уж думал что у капиталистов, тем более у японских, с профориентацией порядок. А вот и нет!

Надо же! Я думала, в России в этом отношении "порядка больше". Например, я не могу представить, чтобы в бухгалтерию российской компании взяли человека вообще безо всяких специальных корочек! Ну, хотя бы курсы бухгалтерские для приличия... А что, берут, да? Вот прямо так сразу в бухгалтеры?

(no subject) (Anonymous) Expand
(no subject) (Anonymous) Expand
(no subject) (Anonymous) Expand
А это давняя система? Или недавнее нововведение?

Подозреваю, что явление это довольно старое, но вот с каких оно пор - не скажу, не знаю. Пока есть система пожизненного найма - думаю, эта практика будет продолжаться. Правда, система пожизненного найма понемножку рушится...

Ну вот из-за такого перераспределения после выпуска, у нас в Нагойском универе (по словам самих же студентов и преподов) преподавали так себе. Практика была хорошей (спасибо профессору и оборудованию), но вот всякие лекции-семинары были никому не нужны и ставились автоматом, потому что и профессора понимали, что все равно эти все студенты потом будут заново учиться в своих компаниях на то, куда их возьмут, и студенты понимали, что настоящая учеба и введение в профессию будет там, дальше. А вот это просиживание штанов на парах - это все ради "корочки", без которой на работу не возьмут. Все понимали, что система гнилая, но что с ней поделать-то.

Edited at 2019-01-31 10:51 am (UTC)

Мы с Вами в одном вузе обитали!

Да, так и есть. Чего напрягаться-то, если главное - получить диплом? А знаниями никто и не поинтересуется. А вот на уровень вуза при принятии на работу смотрят. Раз смог поступить в такой сложный вуз - значит, если надо - поднатужится человек и осилит, что потребуется... Вот как-то так...

У системы есть и свои плюсы, но мне кажется, в ней кроется и одна из причин постоянных переработок: новички долго сидят, потому что по ходу дела учатся. Старички - потому что на них висит общественная нагрузка в виде обучения молодежи...

Я думаю есть в этом что-то правильное. Потому что старая система образования сильно отстает от сегоднешних запросов. Возьмем бухгалтерию или налогообложение, изменения появлчются почти каждые пол-года, а то и раз в квартал, а зачастую преподается это по учебникам которые хорошо если изданы  в этом веке. Да, основы будут заложены, но на это не нужно 3-5 лет обучения. Слишком быстро мир меняется, чтобы так долго учиться, пока отучишься уже твои знания не актуальны. Обучение должно быть очень тесно сопряжено с проищводственной практикой иначе зачем это всё и кому нужно не понятно. Так что хорошо что молодёжь берут и подгоняют под себя, а вот над системой не нужных корочек надо работать.


По специальности в общей сложности работала лет 5, переводчик. Потом разным занималась: секретарь, бухгалтер, кадровик.


С одной стороны да, а с другой всё-таки дети это работа с людьми, а сисадмин больше с техникой, т.е. здесь вообще не учитываются склонности человека и вероятность, что эта девочка быстро уволится выше.

Целый трактат написала, что нет, у нас берут по специальности, но потом как-то подумалось, что всё же это не совсем так.... Скорее приветствуется опыт работы, оценивается твой возможный вклад в будущее компании. Правда и вылететь можно быстро, если надежды не оправдал...

В Японии за пределы компании не "вылетишь". Если сам не захочешь, конечно. Поэтому бестолковых ссылают туда, где ответственности поменьше. Или на вспомогательную работу...

У нас по специальности особенно гуманитарной легко устроиться в госучреждение, но поначалу может быть зарплата маленькая и нужно адаптироваться к устоявшемуся коллективу компании. Из моего класса большинство пошли работать по специальности, но кто то просто ушёл в декрет и все забыл. А кто то пошёл на менеджера по продажам - здесь не важно какое образование всех берут. Я закончила медицинский колледж и пошла работать медсестрой выдержала два года) параллельно училась на клинического психолога, но работаю в итоге детским психологом веду арт терапию. Хотя клиническая психология очень интересная и у нас выпускники требуются всегда в больницы, но вот почему то так сложилось что даже не попробовала.


Вы нашли то, что подошло именно Вам! :) И познания в медицине психологу никогда не помешают!

(no subject) (Anonymous) Expand
Ужас какой)
Нет, я не сталкивалась с таким (Россия). Первое образование у меня экономическое, работала тоже сначала в этой сфере, никогда не было коллег без экономического образования. Внутри, конечно, тоже сильно специальности ветвятся, и это разветвление учитывают меньше. Например, если человек закончил планирование производства, а работать очень рвется в бухгалтерии, наверно, у него (нее) будет шанс. Но и то, преимущество при отборе на вакансию будет у тех, кто именно бухгалтерию и закончил. И да, без опыта работы не очень охотно берут в принципе.
Второе образование в IT, работа тоже. Там в принципе больше смотрят на реальные знания-умения, поэтому иногда могут взять и самоучку и недоучку (бросил вуз), если с нужными знаниями порядок. Могут чему-то научить на месте, но база знаний по профилю все равно должна быть.
Со специальностями вроде описанных вами - культурология, политология, - наверно, работают в основном не по специальности, но тут я не знаю, как трудоустраиваются. Надо ли сначала закончить хоть курсы или можно найти компанию, которая с нуля научит.

А я наших IT-ишников спрашиваю:А если я удалю pagefile - я сильно пострадаю, в смысле комп. А у них такие глаза "честных мартышек": А что это такое? А где ты такое взял?
Специалисты, блин.

А вот это: "Например, если человек закончил планирование производства, а работать очень рвется в бухгалтерии," - это где Вы такое видели? Обычно вынужденно шли, потому что места были заняты кем угодно. Наверно психи какие-нибудь?

(no subject) (Anonymous) Expand
(no subject) (Anonymous) Expand
(no subject) (Anonymous) Expand
(no subject) (Anonymous) Expand
(no subject) (Anonymous) Expand
(no subject) (Anonymous) Expand
(no subject) (Anonymous) Expand
Когда-то я задавала вопрос насчет диплома и высшего образования, пытаясь найти возможность получить MBA (без корочек из ВУЗа). Один ответственный товарищ мне объяснил, что диплом, дающий право на получение дальнейшего бизнес-образования, может быть хоть из консерватории, хоть из ветеринарки, хоть из института культуры. Главное, что диплом доказывает - это способность человека довести проект до конца, подчиняться дедлайнам и усваивать правила игры.
Сейчас в Финляндии диплом по специальности - почти маст. На многих должностях требуется чисто формально даже соотвествовать, особенно если речь о государственных или муниципальных структурах. В бизнесе не так строго, но я лично давным-давно не встречала совсем большого разрыва. Самый "тяжелый" случай - работник является менеджером по продажам строительных материалов и сырья для производства стойматериалов. а по образованию он архитектор.
Я лично вообще сначала начала работать, а потом уже пошла учиться по подходящей специальности :) и одновременно расти в должности. Потом ушла в сторону, но поскольку тут уже я больше руководитель, чем работник, конкретные знания не так важны.

В приличные MBA программы конкурс при поступлении 20-25 человек на место, а все остальные - бессмысленная трата времени и денег. Обычно результаты сдачи GRE/GMAT все дипломы "хоть из консерватории, хоть из ветеринарки, хоть из института культуры" расставляют по местам :)

Да. В рамках своей специальности.

Я работаю не по специальности, как и многие сограждане, но в России есть определенные сферы, куда без профильного образования не берут. Есть должности, на которые нельзя взять человека без профильного образования, потому что это запрещено законом. Есть должности, на которые не берут без специального образования потому, что так принято.

Скажем, я - учитель истории и английского языка. Работала переводчиком (близко, но далеко не одно и то же), менеджером в учебном центре для взрослых (тоже близко, отчасти это методист), сейчас - секретарь и кадровик (тоже обычное дело, половина учителей-гуманитариев идут в кадровики). Специалист по компьютерной графике, который работает барменом - нормальное явление, учитель физики, который работает операционистом в банке - тоже привычно, как и мастер-отделочник с дипломом врача.

Однако все, что связано с деньгами, налогами, учетом, планированием - это сфера только людей со спецобразованием. Взять мальчика, который учил в ВУЗе английский, в отдел отгрузки - легко. Но искусствоведа никто не возьмет в отдел планирования, и девочку с дипломом "педагогика и психология" никто на пушечный выстрел на подпустит к зарплатам и налогам, но зато ее с удовольствием возьмут на должность секретаря, официанта, рекламного менеджера, агента недвижимости, продавца, администратора.

Edited at 2019-01-31 11:52 am (UTC)

Да, свои тенденции есть везде. Но чтоб мастер-отделочник с дипломом врача - в Японии такое вряд ли найдешь... Хотя в среднем - да, на "понижение" обычно уйти проще (возможно, конечно, что я просто недооцениваю знания и умения, необходимые барменам и мастерам-отделочникам).

В Японии тоже есть ряд специальностей, куда без специальных корочек - никак. Это и воспитатели, и учителя, и конечно же, медики.

Без знаний в бухгалтера - запросто, но только в большие компании, где есть достаточно специалистов, которые могут обучить и проконтролировать "новичка". В маленькие компании, где и бухгалтер-то всего один, конечно, такого "новичка" никто не примет.

Не знала, что гуманитарии идут в кадровики! Хотя - да, все логично! :)

В Германии такое не прокатит. Тут вас возьмут на работу только по специальности вашго диплома. Исключением являются политики - можно быть министром обороны с образованием гинеколога.

не очень-то вы знакомы с немецкими реалиями.

А смысл тогда учиться в ВУЗе, время тратить? Ведь то, что там изучали, не пригодится. Почему яп. компании сразу после школы не набирают себе новичков?

ВУЗ учит учиться

О, это по-нашенски! Я окончила ВУЗ по специальности «металлорежущие станки и инструменты» и пришла работать в автотранспортную компанию, где поначалу выписывала водителям путевые листы и считала по нормативам солярку (такую работу мог бы выполнять и выпускник школы). Все у меня было прям как в Японии – я всему обучалась на рабочем месте. Потом мне подкинули вести табель учета рабочего времени, потом ещё что-то… Коллеги обычно с радостью обучали новичков, потому как это их шанс перекинуть на другого часть своих обязанностей.
В целом я считаю, что такая система вполне оправдана, так как специфика везде настолько специфичная... Т.е. диплом о высшем образовании должен быть, но просто как показатель общего кругозора и способности в принципе его получить. ))

Человек с высшим техническим инжерено-технологическим образованием может работать по очень широкому спектру специальностей :) Вот если-бы вы закончили консерваторию по классу скрипки или театральный, а вас взяли технологом на завод, вот тогда-бы это был п-ц. В России, после упразднения практики распределения после УЗ, появился профицит людей с высшим образованием. Люди либо идут в ВУЗ (престижно), либо после школы устраиваются работать без квалификации. Прослойка выпускников ПТУ и техникумов достаточно мала. Поэтому работниками с высшим образованием заполняют вакансии, требующие более низкой квалификации.

Вы не отметили один принципиально важный момент: эти выпускники сами хотят сменить специальность и по зову сердца идут на Ваше предприятие или их заставляют, невзирая на их любовь к искусству и детям, менять специальность, "ломая через колено"?..

Я сама работаю не по вузовской специальности уже много лет, но это был МОЙ сознательный выбор.
А как у вас там? интересно...

На какое предприятие подать свои документы - это решает сам выпускник. Обычно они рассылают свои документы в очень многие компании. Ну, а дальше идет отбор. Мы выбираем - нас выбирают...

Девочку с педагогическим образованием никто не заставлял идти в автопром. И она прекрасно отдавала себе отчет, что детей тут точно не будет. Ну, а какую работу она конкретно мечтала здесь получить - не знаю... Может, особо и не мечтала: лишь бы куда взяли, бывает ведь и так...

Пожелания насчет отдела, где бы ты хотел работать, обычно выслушивают. Но вот сбудется ли - как правило, заранее не знаешь.

"Определят, распределили" - то есть когда кандидата собеседуют, его берут абстрактно в компанию, и потом уже кто-то без его участия решает, в какой отдел отправить? Я ни в одной из трех стран такого не видел, если приходит новый кадр, пусть даже без опыта, он собеседуется сразу в конкретный отдел, куда сам подался. Могут, конечно, в процессе предложить альтернативу, но в любом случае, это не случайный процесс (хотя специальность с будущей профессией, конечно, связана не очень сильно).

Про себя - образование "прикладные математика и физика", работаю в айти. Идеологически близко.

>>> то есть когда кандидата собеседуют, его берут абстрактно в компанию, и потом уже кто-то без его участия решает, в какой отдел отправить?

да, причем и сам прием на работу являет собой отдельный цирк с понями:

https://mil-yume.livejournal.com/1501.html