?

Log in

No account? Create an account

Японские будни на ЖЖ


Previous Entry Share Next Entry
Терпеть до последнего или бросать?
Линка
yaponskiebudni1
Прочитала книжку про то, что японцам не хватает опыта что-то на полпути БРОСИТЬ. Опыта бросить одну работу и перейти на другую. Опыта бросить одну школу и уйти в другую. Опыта бросить кружок или секцию...

日本人は「やめる練習」がたりてない (集英社新書)

Автор-японка уже долгое время живет в Малайзии. Именно в сравнении с малазийцами она и обратила внимание на эту особенность японцев. Ее высказывание на эту тему в твиттере вызвало большой резонанс в Японии, причем большинство отозвавшихся с автором согласились.

На мой взгляд,  наблюдение это сделано очень точно, так что общественный резонанс очень понятен. В Японии очень не поощряется, если ты что-то «на полпути» бросаешь.

В системе пожизненного найма (она постепенно рушится, но по нашей компании я это не особо ощущаю) живет именно эта идея: работать всю жизнь на одну компанию есть хорошо. И если ты считаешь, что тебе здесь что-то «не подошло», то будь уверен, и в другом месте тоже «не подойдет»! Над собой надо работать, а не в окружении проблемы искать.

 Моя коллега-японка часто говорит, что она ненавидит нашу компанию, но ведь нет гарантии, что в другом месте будет лучше. Ей 30, у нее в экселе есть счетчик, где автоматически считается, сколько ей осталось «терпеть» до пенсии. В этой компании терпеть, потому что в другую она переходить не собирается.

Из школьного опыта моих детей. В средней школе 12-летним детям дали месяц, чтобы они могли походить по разным школьным кружкам. Потом выбираешь что-то одно. И все. Все 3 года обучения в этой школе ты кружок менять не можешь. Об этом предупреждают заранее, так что выбирать надо тщательно, а потом за свой выбор «отвечать».

В Японии считается очень нехорошо, если ребенок бросает кружок, в который он ходит и вне школы. Начал учиться играть на пианино – будь добр, продолжай. И неважно, что это вообще не твой выбор, а родители за ручку взяли и отвели. Не твое? Да что ты там поймешь за год-два-три! Со временем откроются тебе такие горизонты, которые ни одному «летуну» и не снились.

Высокая оценка потраченных на овладение определенным мастерством лет присутствует везде. Повара японской кухни годами работают бок о бок со своими «учителями», перенимая их мастерство по ходу дела. И пройдет очень много лет, прежде чем их наконец признают профессионалами.

В Малайзии же все по-другому. Люди запросто меняют не только работу, но и школу. Что-то не понравилось – все, переводимся в другое место! Школьные кружки организуют так, чтобы ребенок смог перепробовать как можно больше разных занятий. Частая смена кружков только поощряется. Автор рассказывает, что иногда ее ребенка определяли в школьный кружок даже вопреки его собственному желанию. Учителю показалось, что ребенку это должно подойти – и он отправляет его, например, в футбольную секцию. А ребенок сроду спортом не интересовался. Но зато у ребенка появляется возможность попробовать себя в новом виде деятельности и узнать себя с новой стороны. Автор считает, что это полезный опыт, потом ребенку будет проще определиться с тем, что в этой жизни «ЕГО», а что нет.

Малазийцам непонятно, почему японцы могут впасть в депрессию и покончить с собой из-за работы: если все так плохо, надо взять и уволиться! (Про Малайзию пишу исключительно со слов автора, так что если что – поправляйте.)

Мне показалось очень правильным замечание автора о том, что японская система нигде и НЕ РАССЧИТАНА на то, что человек может что-то БРОСИТЬ. Для таких людей нет никакой защиты. Например, ты увольняешься (и не от хорошей жизни увольняешься!), а следующей работы пока нет. Налоги тебе насчитают по твоим доходам за прошлый год, и выкручивайся, как знаешь. Я один раз попала в такую ситуацию, очень четко тогда поняла, что система эта карательная: сошел с рельсов – получи наказание (упавшему пинок вдогонку, очень гуманно). Пособие по безработице платят очень недолго (если уволился по собственному желанию – 90-150 дней), у меня бОльшая его часть на выплату налогов и ушла. Государство одной рукой денежку дало, другой отобрало. Все продумано, да.
Кстати, часто менять работу в Японию особого смысла нет, т.к. большинство при этом теряет в зарплате.

Ну, а если отвлечься от японских особенностей. Вы часто что-то бросаете? Например, работу часто меняете? А для своих детей какой вариант предпочтете? Будете поощрять, чтобы они перепробовали побольше разных кружков и секций? Или будете против, если они решат что-то бросить?

Posts from This Journal by “национальный характер” Tag

  • Школьные правила в Японии

    Не так давно я писала о японке, которая подала в суд на свою школу за то, что учителя заставляли перекрашивать ее недостаточно черные от природы…

  • Датское счастье в Японии

    Сходила в эти выходные в местный книжный. Давно там не была. Как « Старбакс» у них закрыли, так все больше в библиотеку ходила или в…

  • Японская логика

    Помимо стандартных статей с новостями есть в японских газетах и весьма специфические колонки ( Кому интересно – это 朝日新聞の「天声人語」、中日新聞の「中日春秋」)…



Здравствуйте!
Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категориям: Дети, Образование.
Если вы считаете, что система ошиблась — напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.
Фрэнк,
команда ЖЖ.

Я как японка. А своим желаю быть малазийцами)))

Со мной тоже самое. Сама я редко что бросаю, но идея, что надо сначала попробовать, а потом уже определяться - мне очень близка!

а как можно посчитать налоги по доходам за прошлый год??

А в чем проблема? Все цифры у местных властей есть. Они же нам расчеты "налога на жителя" каждый год и присылают.

я бросаю нечасто и вынужденно. и еще потом хвост брошенного долго тянется за мной. комфортней, конечно, не бросать, но таких условий нет.
ребенок мой уже большой, так что теперь она сама решает, но когда она была маленькая, это был не совсем вопрос выбора. все дополнительные занятия начинались в сентябре, и бросить ты их, конечно, мог, но начать новое уже было трудно. а в период 12-16 стало совсем сложно - этот возраст с нуля никуда не берут, если не рассматривать частные уроки, ну т.е. бросание не поощряется. это не распространяется на всякие расширители образования типа курсы скорочтения за 2 недели, но они и не рассчитаны на долгий забег.

в америке это тоже большая тема. они обсуждают, что нужно учить детей как, когда и что бросать, чтобы не бросалось все подряд через 10 минут, а как-то осмысленно.

Мне тоже комфортнее не бросать. Ой, это да! С определенного возраста трудно начать что-то с нуля - нет таких секций! У японцев есть шанс в 12 лет, потом еще один - в 16. Это как раз когда они меняют школы с младшей на среднюю и потом на старшую.

Не знала, что в Америке это большая тема! В Японии до этой книжки я на эту тему ничего никогда не слышала. Видимо, как раз потому, что тут "всем все ясно".

Когда-то бросила художку и это было вполне осознанно. Мне так надоело, прям до одури и мы еще переезжали на другой конец Москвы, поэтому я была счастлива, что не получится меня убедить заканчивать ее. Наверное, если бы мы еще один год жили в старой квартире, я бы все-таки пошла, потому что меня уговаривал преподаватель и обещал простить все долги, но в создавшихся условиях я не хотела ничего. Иногда бывает немного жаль отсуствия диплома, но что бы онмне дал? Все, чему я научилась со мной,а наличие бумаги об окончании не играет никакой роли при поступлении в творческий вуз, там проверяются твои способности.

Ушла с первой работы, потому что руководство сделало все, чтобы распугать всех. Я любила там работать, но со временем становилось все хуже и хуже. Точку в этом вопросе поставила после того, как офис переехал с Бауманской из уютного офиса на Новую Ригу (это около 20 км от Москвы или чуть дальше). Вместо часа на работу нужно было добираться все 2 без пробок, а еще офис был без кабинетов, всех посадили в одиное пространство и это был кошмар для всех. А на Бауманке была совершенно великолепная атмосфера, там были отделы и все сидели группами или по 1-3 человека в зависимости от рода занятий.

Бросила аспирантуру. Первый год серьезно училась и сдала 2 кандидатских экзамена, сама поступила на бесплатное обучение, но мне почему-то решили поменять тему и мне стало не так интересно, а потом у меня началась депрессия, связанная с болезнью близкого человека, я совсем забросила учебу. А потом и любовь, переезд в Венгрию. Я честно говорила руководителю, что не хочу дальше учиться, но меня уговаривали. Потом я просто исчезла, перестала выходить на связь. Наверное, это было плохо с моей стороны, но я совершенно не видела себя за диссертацией и при каждом контакте меня снова бы уговаривали. Жалею только о том, что не смогла по-человечески уйти из аспирантуры, а просто сбежала. Надеюсь, моя старая руководительница старой закалки не сильно обиделась на меня и простила, хотя возлагала на менябольшие надежды.

Очень понимаю это ощущение - когда вот НЕТ и все тут! Мне кажется, это как раз показатель того, что надо бросать. Иначе - нервный срыв или депрессия.

Дорога на работу - вещь очень важная. Это ведь каждый день! Туда и обратно. Японцы любят считать, сколько это часов в день, в неделю, во год - жуть, конечно. А уж если и на самой работе что-то не так - я бы тоже ушла.

Я за то, чтобы пробовать новое. Ясно понимаешь, что не нравится - нужно бросать. Просто надо и силы рассчитывать по возможности, чтоб не остаться с голым задом на морозе. А так, жизнь одна и никто другой не даст. А проживать жизнь в постоянном стрессе - зачем тогда вообще жить?

Понимаю. У нас тоже люди иногда из компании уходят - но только после того, как найдут следующую работу. Самый надежный вариант.

Бросать - плохо, попробовать по-больше всего надо )
Лично я и бросал, и "не бросал". Когда бросал, в большинстве случаев об этом жалел, хотя и не всегда.
На универсальность не претендую, но на мой опыт в Европе и в айти запросто меняют работу раз в 3-5 лет и это не считается чем-то из ряда вон выходящим. А с точки зрения з.п. повышение получить намного проще, сменив работодателя, чем отсиживаясь на одном месте.

Думаю, в айти и в Японии схожая ситуация: люди работу меняют. А вот "старые" компании очень консервативны.

Сама с работ уходила четырежды. Потому, что не подошло и потому, что сознательно устраивалась на определенный срок. Например, пока муж учился в институте мне хотелось получше зарабатывать и иметь больше свободного времени - и я работала почтальоном.
Детские кружки мы тоже много раз бросали.
В шесть лет пошли на скрипку - чтобы мозг лучше развивался. Бросили через полгода, когда поняли, что учительнице мои цели не интересны, ей поскорее результат работы на сцену выставить. С ребенком она общалась очень жестко и очень требовательно. Когда я поняла, что дочь скрипку возненавидела, мы быстренько перешли на фортепиано и прекрасно играли года два с половиной, кажется. Дальше, по мере усложнения школьной программы взяли педагога по вокалу. Потому, что на фортепиано времени не хватало, а вовсе не заниматься музыкой в нашей школе неприлично.)))
С четырех лет занимались хореографией - для осанки и чувства ритма. Как пошли в школу - бросили.
Т.е. я в кружках вижу конкретный инструмент для конкретной цели. Если инструмент не подходит - идем дальше, ищем новый.
В то же время на английский мы ходили 11 лет. Бросить пришлось только потому, что дочь пошла на курсы подготовки в институт, а то бы еще ходили.

Я вот соглашусь, что в теме бросать-не бросать должна некая расчётливость присутствовать, а не только желание-нежелание.

Я люблю пробовать и меняю охотно. Ребенка тоже всегда поддерживала, если желал поменять выбранное. Думаю, не попробуешь - не узнаешь, пока есть мысли о смене, значит, что-то не так в нынешнем состоянии и доводить это до полного совершенства нет смысла.

Понятно! Это да - пока не попробуешь - не узнаешь, твое это, или нет. С другой стороны, редко бывает, чтобы устраивало прямо все на 100 процентов.

Я подрастающему поколению говорю сразу про будущИЕ профессИИ, что можно будет менять сферы деятельности, главное -- иметь базу (которая даст широкий выбор) и уметь видеть возможности и их использовать в свои пользу и удовольствие. Мир вон как быстро меняется -- надо соответствовать и тоже уметь:)

Это точно! Я и сама однажды радикально поменяла сферу деятельности, до сих пор по вечерам сижу с книжками, добирая недостающие знания. Детям на свои книжки показываю, говорю, что и им постоянно придется чему-то учиться и после школы.

Могу ли я говорить, что бросать надо, отработав уже 26 лет на одном предприятии :). Но должностей и сфер деятельности на этом предприятии я сменила все же немало, причем и по собственной инициативе, и по просьбе работодателя. Одним и тем же заниматься невоможно. Ребенок перепробовал массу всяких хобби в свое время, и я рада, что два раза записывала ее в специальную программу "понадкусывать" - в 1 или во 2 классе им давали возможность посетить по два занятия пятью разными видами спорта в местных секциях, то есть в общем счете получилось 8 разных (учитывая перекрывание двух программ). Из конного спорта получилось хобби, которым она живет уже 8 лет. В прошлом году в 14 лет начала новый спорт с 0 (для меня была огромная радость и неожиданность, что подросток может начать с 0). Еще был один кружок (не спорт), куда она ходила 6 лет - полную программу обучения, и была огорчена, что продолжения нет. А сколько было таких, что занималась по месяцу-два-четыре...

26 лет - это очень солидно!!! В Японии, кстати, тоже людей регулярно бросают из отдела в отдел и из филиала в филиал. Потому что и самому человеку надоедает (если всю жизнь-то в одной компании!!!), и для работы это плохо - своего рода застой появляется. Бывают в работе такие моменты, к которым привык и не замечаешь, что вообще-то все можно оптимизировать.Такие вещи легче заметить человеку со свежим взглядом.

"Понадкусывать"- это здорово!!! Я бы такую программу для всех детишек в школе ввела!!!

Менять, бросать, действовать, черт возьми! ))

Мне очень импонирует японская система, и я очень не люблю что-то бросать на полпути. Фактически я ничего не бросала, завершала какой-то существенный этап во всем. Работу тоже очень редко меняю. Своим детям старалась внушить то же самое: не поддаваться первому порыву, пытаться пробовать новое, не бросая старого, всегда сто раз подумать и т.д.

Вот да, бросать по первому порыву - это точно неправильно! Сложности есть в любом деле, если бегать от них всех - никогда ничему и не научишься...

особенно не могут бросить, если вложено ну очень много денег, как в их атомную промышленность

Фукусиму забросили же.

Да, тоже замечала это в японцах. Если они начали какое-то хобби, даже во взрослом уже возрасте, то всё - это дело жизни. Причём мне казалось, что у них нет особого мучения на тему "А! мне надоело, я хочу пробовать новое, а нельзя", у них прям голова иначе работает, так что даже направления мысли "А не бросить ли мне это?" не активировано. Зато в результате они реально растут в своих хобби. Если кто-то танцует сальсу, то он очень классно ее танцует. Если ходит на степ, то тоже уровень со временем растёт. И жить может с такой установкой сложно, но пожинать плоды (например, смотря на танцующих чечотку и получая от этого удовольствие, или танцуя сальсу с кем-то из тех, кто ей жизнь посвятил) - приятно.
И еще наблюдение - те группы хобби, куда я ходила в Японии, не были рассчитаны на быстрый старт или быстрый результат. Вот есть занятия для новичков раз в неделю - вот и ходи. И никаких дополнительных занятий не найдешь в той же школе чего-либо. Хочешь прогресса? Ну просто подожди, пройдет время и доберешься до следующего уровня. В этом была большая разница с теми школами хобби, что я встречаю в России. Здесь все заточено на то, что клиент может быть уйти, поэтому ему дают втянуться и пытаются хоть чему-то научить очень интенсивно. Ведь завтра хобби может смениться.
Кстати, насколько знаю и могу судить по опыту знакомых, разводы в Японии тоже редки. И мне кажется, это того же поля результат.
Такой подход к жизни меня бы душил, но я уважаю тех, кто может его придерживаться.

Да, здесь и во всяких кружках и секциях практикуют такой подход, который мне лично очень не нравится: чтобы человек сразу оплатил за целый курс, за полгода, квартал, год. И ещё приобрёл дорогостоящие приблуды)) Всё на то, чтобы потом было уже жалко бросить, когда много денег портачено. ТО есть, один пробный урок, может бесплатно, а потом сразу давай приобретай абонемент. И очень жёстко прессуют. Просто разово ходить, когда удобно или хочется - НЕЕЕТ! Вот я не люблю такой прессинг и не подписываюсь, но тенденцию чётко вижу - втянуть надолго, и цепко держать клиента, чтобы не выскользнул ))