Японские будни на ЖЖ


Previous Entry Share Next Entry
Мордашкой в лужицу
Линка
yaponskiebudni1
Где-то давно читала, что если в американском образовании упор идет на развитие того, к чему у человека есть изначальные склонности, то в японском – все с точностью наоборот: тут упор идет на исправление недостатков. Про Америку не знаю, так что за что купила, за то и продаю, а вот с Японией – по-моему, так оно и есть.

Еще вспомнилось. Как-то тут показывали передачу, как иностранцы пришли в японский детский сад, и им показали, как дети в шеренгу строились. Японские педагоги пояснили, что одной из целей такого построения является научить детей жить в коллективе. Французы подивились ровно выстроенной малышне и сказали, что у них такого нет, и внимание в первую очередь уделяется развитию индивидуальности ребенка.

И тут ведущий японец за кадром. Мол, а зачем этой индивидуальности внимание уделять? Индивидуальность – такая штука: ты ее в дверь – она в окно. Ну, в смысле, никуда она не денется, так что нечего с ней носиться. А в коллективе жить надо учиться, потому без преодоления тут никак...

Ведущий это смеясь сказал, но мне кажется, что это чистая правда, и именно так в Японии к индивидуальности и относятся. И в учебе то же самое: зачем носиться с тем, что у тебя и так получается? Куда более полезно уделить время тому предмету, с которым ты НЕ справляешься.

Кстати, дело даже не в предметах, в Японии все куда более подробно: каждый школьный предмет оценивается по нескольким параметрам. Например, если это родной язык, то тО как человек пишет – это один параметр. Как он слушает и высказывается – это другой... И так 4-5 параметров по каждому предмету. Точные формулировки я не помню, но суть в том, что сначала оценивают каждый параметр и уже на основании этих оценок выводят оценку за предмет по пятибалльной системе. Так что и тут надо действовать в соответствии с рекомендацией: если у тебя низковата оценка за речь – тренируйся говорить, иначе не видать тебе пятерки за родной язык, даже если остальные 4 параметра по этому предмету у тебя великолепны.

Так-то вроде бы все логично. Но мне кажется, таким образом в Японии растят до ужаса закомплексованных детей: ну как можно быть ПО ВСЕМ ПАРАМЕТРАМ на пятерку? Все равно что-то у человека сильнее, что-то слабее. И японская школа, получается, без конца человека в эту его слабость мордой тыкает?

А как вы считаете, каким образом лучше расставлять акценты в обучении? Выделяя и поощряя то, к чему данный ребенок больше всего склонен? Или же лучше сделать упор на работу над недостатками?

Posts from This Journal by “японская школа” Tag

  • Школьная форма от Армани

    В японских новостях на днях шумели: одна государственная школа в Токио объявила, что с нового учебного года у них вводится школьная форма ...от…

  • Школьные правила в Японии

    Не так давно я писала о японке, которая подала в суд на свою школу за то, что учителя заставляли перекрашивать ее недостаточно черные от природы…

  • Танец "данцуку"

    Каждый год в октябре в нашем поселке проходит осенний праздник. Часть его я уже описывала здесь, сегодня выложу несколько фото с танца…


  • 1
Привет,

мне кажется, что здесь смешаны две разные вещи. В американских (и обобщённо западных) бизнес школах действительно проповедуется идея, что чтобы добиться успеха, лучше фокусироваться на том, что получается хорошо, и это развивать, а не пытаться исправлять недостатки. Успех строится не на отсутствии недостатков, а на наличии достоинств. Но это относится уже к университетскому образованию и карьере.

При этом на ранних стадиях обучения нужно уделять внимание всему. Не отказываться же от обучения грамотности или счёту только потому, что "не получается". Умение преодолевать сложности - тоже очень важно. Мне кажется, что человеку важно хоть в какой-то минимальной мере "уметь всё" и попробовать как можно больше разного.

Спасибо! Если так - тогда понятно! В книге, которую я читала, речь шла именно о школах. Автор-японец.

Когда была книга написана? Если до 2013 года, то стандарты были несколько размыты.
Вообще, в отличие от Японии, в США в каждом штате свои программы были. Сейчас ввели национальный Коммон кор, который требует равномерного и гармоничного развития всех навыков в так называемой " контент зоне"- содержании образования.
И есть отдельная программа- "рейсинг ту топ"- это гранты и поддержка одаренных, способных в какой- то специфической области детей. Есть " гифтед" программы- из класса выводят нескольких одаренных детей , собирают их и дают отдельные уроки, периодически- на развитие специфических навыков. И есть отдельно " олимпиадные" группы.
Myth: The standards only include skills and do not address the importance of content knowledge.

Fact: The standards recognize that both content and skills are important.

The English language arts standards require certain critical content for all students, including classic myths and stories from around the world, America’s founding documents, foundational American literature, and Shakespeare. Appropriately, the remaining crucial decisions about what content should be taught are made at the state and local levels. In addition to content coverage, the standards require that students systematically acquire knowledge in literature and other disciplines through reading, writing, speaking, and listening.

The mathematics standards lay a solid foundation in whole numbers, addition, subtraction, multiplication, division, fractions, and decimals. Taken together, these elements support a student’s ability to learn and apply more demanding math concepts and procedures. The middle school and high school standards call on students to practice applying mathematical ways of thinking to real-world issues and challenges. They prepare students to think and reason mathematically. The standards set a rigorous definition of college and career readiness not by piling topic upon topic, but by demanding that students develop a depth of understanding and ability to apply mathematics to novel situations, as college students and employees regularly do.

То есть, на основы дрессируют всех жестко.

Edited at 2017-05-02 08:56 am (UTC)

В начальной школе во всех учебных системах есть общий и обязательный компонент, сейчас ориентируются на тесты TIMSS, японцы тоже.In mathematics, the standards draw on conclusions from the Trends in International Mathematics and Science Study (TIMSS) and other studies of high‐performing countries that found the traditional U.S. mathematics curriculum needed to become substantially more coherent and focused in order to improve student achievement, addressing the problem of a curriculum that is “a mile wide and an inch deep.”

Мытьем или катаньем нужно подвести к определенным навыкам.

Иное дело: когда все это делают одним единственным, единым способом. Это уже привет японской школе. Им не объяснишь, что есть еще варианты с тем же результатом.
Есть два способа решения задачи.
Есть иное графическое изображение.
Есть немного отличающаяся схема.
Нет. Все все будут делать как учительсказал, иначе незачет.
Их не учат делать прикидки, сравнивать по параметрам, у них нет понятия " примерно", нет в рассуждерии " допустим", нет вилки " если, то". Решение одно, оно предопределено и его надо угадать.или просто знать. Я показывала очень смешное фото где юлька ответила на вопрос о термометре.
Четвертый класс: напиши, какая температура. Детка пишет: " какая температура")))
Про двух однокласссников она в прошлом году сказала: мама, они такие одинаковые, ходят одинаково, пострижены одинаково, говорят одинаково, жесты одинаковые. Я их со спины путаю. Позвала одного, а повернулся- оказалось, другой!



Edited at 2017-05-02 09:05 am (UTC)

Задумалась - а как у нас в Италии. Да никак, все плывут по течению, никто извне не стремится что-то там кому-то развивать...неохота да и неблагодарный это труд.
Скажем, если у кого-то трудности с определенным предметом, то, конечно, стараешься работать над этим.
Но общая идея, наверное, такова - лучший сам себе пробьет дорогу.

Подпишусь под твоим мнением про итальянские школы.

)) Тут бы вообще некоторых в школу ходить заставить!

Да, ходят с неохотой. Иной раз, просыпаясь в 8.30 обнаруживаю детишек на диване. Чо в школу не пошли? - Мы очень устали (как варианты "живот болит, голова, дождь сильный)

Мне кажется, разумным найти компромисс. Упор в индивидуализацию так же вреден - на выходе получается очень однобоко развитая личность. Это в лучшем случае. На практике же индивидуальный подход часто расхолаживает. Так что и работать над недостатками надо, и про развитие природных склонностей не забывать )

У меня двоякое отношение: развивать индивидуальные способности нужно обязательно по максимуму (личному максимуму), но если для комфортной жизни в обществе важны еще какие-то навыки, нужно их подтянуть, пока можно. Чтобы потом не страдал от одиночества и невостребованности. И стоит сразу давать принять осознание того, что все на максимум и не бывает, и не нужно к этому стремиться. Все внутренние ресурсы не бесконечны и надо распределять их с умом.

Достигать недостижимое, гнаться за ускользающим горизонтом. Мне это выливается в истерики" я негодная". В 7 лет детка была еще храбрая и отчаянная, абсолютно крутая. Она выходила на подиум и ни на секунду не сомневалась что справится. В 10 лет это нервное задерганное существо, которое говорит" все равно, я плохая". Как можно оценивать по пункту " любит делать задания по математике"????
Кстати, в 4 классе за любовь уже появилось С. При этом, она на отлично сдалась по русской школе, решив все без ошибок трижды: внутренний тест школьный, годовой тест школьный и всероссийская проверочная, причем и олимпиадные задачи решены правильно. И на японском уровне 5-6 класса, не 4 даже. Зато, у японца " С", а она говорит: он воняет! Линке достается с оценками? Наше исправительно- трудовое богоугодное заведение вчера не дало ни одной минуты перемены с 8-30 утра до 13-20. Потом я детку забрала, побегать. Лишили их перемен за то, что недостаточно хорошо" прибирали" в классе.

Как бэ успех ждет тех кто копает много в одном направлении а не роет мало но в 100.
Понятно даже японцу))

наверное, изначально это было «подтянуть то, что не очень пока получается, чтобы человек развивался гармонично», а потом выродилось в такое. массовость и собственное понимание непосредственных исполнителей идеи - так оно практически всегда и случается...

В Америке и то, и другое. Первый три класса - как у вас, да еще про каждую "характеристику" целую подробную простыню пишут. А дальше постепенно меняется. В старшей школе выглядит так, что по каждому предмету известно, из чего складывается оценка: столько процентов за выполненные домашние задания (не делать нельзя, то есть, если сдавать без опоздания, то какие-то очки, если с опозданием - то ноль, но несданное - это незачет - автомат :)), сколько-то за письменные опросы, сколько-то - за устные доклады, сколько-то - за работу на уроке, за контрольные и за экзамен. Так что тоже "со всех сторон" проверяется, но неявно. Можно получить отлично, имея, скажем, 95% в сумме.

Мне кажется правильным, если навыки в начальной школе все должны усвоить, потому что это - база, а дальше уже более гибко.

Я за природные склонности. Работать с недостатками - это что-то совково-пионерское, не сказать хуже. Каждый человек к чему-то склонен, и если он будет заниматься именно этим, то хорошо будет всем - и ему, и окружающим. Если заставлять его делать то, что у него не получается или не нравится, - то и ему, и другим, будет плохо или как минимум не очень хорошо. Так какой в этом смысл? Никому не придет в голову заставить кошку лаять и охранять дом, а собаку - ловить мышей. Можно, конечно, заставить, если задаться такой целью, но это трудоемко и бессмысленно, не говоря уж о том, что жестоко.

В начальной школе есть отдельный пункт по всем предметам: делать то, что не нравится.
Как ребенок преодолевает свое нехочу, лень, "дануего".

В принципе, параметры довольно четкие: убирать за собой, готовить заранее, делать что задано, показывать домашки ежедневно( домашки маленькие), приступать к тому, что кажется трудно или неприятно, доводить до конца.
У нас с математикой однозначные неприятности: детка ненавидит " повторение", отказывается делать одно и то же, активно протестует против многочисленных дриллов. И это айяйяй. Метод обучения: сделай сто раз, потом привыкнешь и поймешь.
Вот под этот метод создается система оценок. Поэтому, " не любит делать то, что ей не нравится"- оценочка такая. По математике.
Детка: какая разница, посчитаю я эту сотню примеров за 2 минуты или две с половиной?
А оценка идет на скорость чтения и счета. А - это когда как добросовестный пулемет. А все остальное- это В. И " не любит учиться".

Очень интересно! А принято в школах в Японии хвалить за успехи? Подчёркивать, что хорошо получается? И как вообще, приветствуется обществом личность с разнообразными интересами или узконаправленными?

Мне кажется, полноценной личности нужен необходимый минимум, а дальше уже по интересам/способностям. И можно долго спорить, что входит в этот минимум, хватит на отдельный пост :-)

Учитель всегда хвалит индивидуально, пишет на листочке с работой. Ставят такие цветочки.
В классе, на публике- никогда. Только за коллективные достижения.

Вне школы умения- про них вообще молчат. Детка заняла третье место в национальном чемпионате, я спросила: принесешь медаль, расскажешь в школе?- НЕТ. Нельзя.
Одноклассница написала статью и ее напечатали в местном журнале. Рассказала по секрету.
Ребята участвовали в международном музыкальном конкурсе, два лауреата. Ни слова.

Edited at 2017-05-06 05:33 am (UTC)

Спасибо! А за недостатки ругают прилюдно или тоже индивидуально? Наверно, я знаю ответ: тоже только индивидуально.

Про коллективное сознание азиатов наслышана. По-моему, это не совсем комфортная для жизни среда.

***

"А как вы считаете, каким образом лучше расставлять акценты в обучении? Выделяя и поощряя то, к чему данный ребенок больше всего склонен? Или же лучше сделать упор на работу над недостатками?"

Далеко не всегда понятно, к чему у ребенка есть склонность. А вообще, мой вариант -
одновременное исправление недостатков (не рьяное и всепоглощающее, а мягкое) и развитие способностей с большим упором на развитие способностей. :-)

Я тут узнала, как в корпорациях работу распределяют. Была шокирована. А это, оказывается, со школы уже начинается.

я не знаю про Америку, как ты тоже, за что купила... только я сейчас читаю книгу американского профессора, и вот он говорит: "мы всю жизнь работаем над недостатками - вместо того,чтобы развивать свои сильные стороны". оказывается, и там не все так однозначно.
и я с ним согласна. в моем простом понимании: на чем фокус, того и больше. больше фокус - на недостатках, их будет больше, вместе с комплексами и неврозами. фокус на позитиве - его больше. со здоровой оценкой, а не слепое воспитание высокой самооценки. он о том тоже пишет, что фокус на самооценку, ничем не подтвержденную, приводит к эпидемии депрессии в США.
книга "Learnt Optimism" by M. Seligman, если интересно, что за источник.

Я сравнила оценки в международной американской и японской школах.
Пятерок нет, вообще четырехбалльная система.

Американцы: есть список ожиданий по предмету . Компетенций.
Оценка: не достигает ожиданий, подходит к ожиданиям, по ожиданиям, выше ожиданий.

В начале года получить высшую оценку невозможно в принципе, как раз тыкают мордочкой в неумения и что не получается. К концу года обычно ожидания достигаются, часто превышаются. То есть, оценки А и А+ за письменные работы однозначно " превышают ожидания".

Японская школа ожиданий не озвучивает. С какой скоростью, сколько, до каких пор... нет. Это знают бог и учитель. Зато, стоят параметры " старался", " любит", " выполняет хорошо" и подобные категории прилежания. Это иные компетенции.
По идее, содержательная часть подразумевается, что освоена всеми ровно . А вот как и каково отношение- это измеряется.

Помните, в нашей школе были графы " поведение" и " прилежание", потом только поведение осталось.
Что мне кажется неудачным. У детей любовь к предмету связывается с личностью преподавателя. Противный преподаватель - и предмет ненавидим. Не будет старания, оно связано с эмоциями. А тут система оценки намекает что надо эмоции отложить . Отделить от предмета и достижений. Очень трудно.

Сравните японские параметры с американскими

Если не развивать то, что хорошо получается, то оно может и прекратить получаться. Не бывает (может очень редко, но я лично не видела) всесторонне идеального развития. Если ставить вопрос как в Японии, то, кажется, должен получиться крепкий середнячок. А как же развитие таланта?

Очень интересный вопрос Вы поставили.
По-моему, ответ на него не укладывается в две альтернативы.
Здесь, по-моему, работает гениальная идея Выготского: зона ближайшего развития.
Нет смысла тратить гиперусилия на заведомо неподъемное, только комплекс неудачи получишь.
Нет смысла заниматься тем, что само собой получается.
Есть смысл приналечь на то, что посильно, ног пока не дается.
Плюс, конечно, нужно смотреть на целое: как разные способности сочетаются друг с другом, что дают в комплексе.

Думаю, что комплексы могут возникнуть не от «тыканья» вообще, а от того как «тычут». Так подход не глупый, недостатки нужно исправлять, с ними нужно бороться.

В английской школе, кстати, аналогичный подход, насколько я знаю.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account